• Режиссёру Георгию Данелия очень нравилась
актёрская игра Борислава Брондукова, поэтому, когда он писал сценарий к
фильму «Кин-дза-дза», он придумал роль специально для этого артиста.
Однако, когда начались съёмки фильма, Брондуков перенёс инсульт и не
мог сниматься. В результате герой, которого должен был исполнять
Брондуков, был вообще ликвидирован из сценария.
• Когда фильм был почти снят, к власти в СССР пришёл К. У. Черненко.
Чтобы фильм не запретили, Данелия и Габриадзе решили переозвучить слово
«Ку», которое совпадало с инициалами генерального секретаря ЦК КПСС, на
какое-нибудь другое слово. Стали думать. Выдвигались варианты «Ка»,
«Ко», «Кы» и др. Пока думали, Черненко не стало. Так слово «Ку»
осталось в фильме.
• По сценарию Скрипач вёз не уксус, а чачу. Так, на Альфу вместо Земли
герои в сценарии попали из-за того, что перепились и промахнулись.
Когда фильм уже был снят, как раз развернулась антиалкогольная кампания
и чачу заменили на уксус.
• В фильме чатланин с транклюкатором после фразы «Я скажу всем, до чего
довёл планету этот фигляр ПЖ! Пацаки чатланам на голову сели!» просто
уходит по пустыне вдаль. Вновь он появляется в фильме лишь в сцене, где
герои открывают эцих. В сценарии его роль более развёрнута. Там его
звали Кырр и он, разозлившись на наглых пацаков, из-за которых ему
пришлось выстрелить в шар с «последним выдохом» его собственного отца,
ушёл из заброшенного катера в город, чтобы транклюкировать доведшего до
этого планету господина ПЖ. В городе он взорвал шар с «последним
выдохом господина ПЖ», устроил революцию и захватил власть. После чего,
его все стали называть «папа Кырр». В сцене с «последним эцихом» герои
встречаются уже не с Кырром, а с господином ПЖ, которого посадили в
железный ящик.
• Песня «Мама, мама, что мы будем делать» звучит в начале и в конце
фильма из телевизора в квартире дяди Вовы, по которому демонстрируется
сцена из художественного фильма «Котовский» 1942 года. В этой сцене
белогвардейские офицеры во время гражданской войны сидят в ресторане
занятой ими Одессы и смотрят зажигательное выступление певицы,
исполняющей эстрадные куплеты о весёлой и разгульной жизни одесситок
(«Одесситка — вот она какая, / Одесситка — пылкая, живая! / Одесситка
пляшет и поёт, / Поцелуи раздаёт / Тем, кто весело живёт!»). В качестве
припева к этим куплетам, мужской хор несколько раз исполняет отрывок из
фольклорной песни беспризорников («Мама, мама, что мы будем делать, /
Когда настанут зимни холода? / У тебя нет тёплого платочка, / У меня
нет зимнего пальта!»). Композитором фильма «Котовский», согласно
титрам, являлся Сергей Прокофьев. В ходе фильма дядя Вова играет на
скрипке другую, более простую мелодию, предположительно, взятую из
«Колыбельной» композитора И. Филиппа (Публиковалась в «Школе игры на
фортепиано» под редакцией А. Николаева).
• Cлово «ку» совпадает с португальским непристойным словом «cu»,
которое можно перевести как «задница» (употребляется для обозначения
неприятного человека или события). Возможно, что именно благодаря этому
комедия «Кин-дза-дза!» в 1987 году получила специальный приз «За
изобразительную концепцию» на фестивале в Рио-де-Жанейро.
• На роль Абрадокса с планеты Альфа режиссёром был запланирован Норберт
Кухинке, исполнявший роль иностранца в фильме Осенний марафон, но
руководство Мосфильма запретило снимать его из политических
соображений. Поэтому эту роль сыграл сам режиссёр Георгий Данелия.
• Песня «на речке, на речке, на том бережочке», которую поёт Уэф, когда
его увозят в железном ящике на Плюке, звучит во всех фильмах Г.
Данелии, где снимался Е. Леонов, начиная с «Тридцать три»
• Эпизод, в котором герои в клетке поют «Мама, мама, что я буду
делать», снимался под вращающейся сценой Театра Советской Армии.
• Известный скрипач Гидон Кремер попросил композитора Гия Канчели
написать пьесу для симфонического оркестра по мотивам музыки
«Кин-дза-дза» и «Слёзы капали», что тот и сделал. Вперве получившуюся
музыкальную пьесу исполнили в Германии под названием «Айне кляйне
Данелиада» (Маленькая Данелиада).
Пьеса была написана так, что по музыке оркестранты во время исполнения
несколько раз должны пропеть «Ку», что они делают с большим
удовольствием. На эту музыку в Вене был поставлен балет. Там «Ку» уже
поёт женский хор.
• Слово «пепелац» (искажённое грузинское «пепела») означает «бабочка».
Такое название для летательного средства уже использовалось в фильме Г.
Данелия «Мимино» (1977), где герой Вахтанга Кикабидзе — грузинский
вертолётчик Валико Мизандари по прозвищу «Мимино» — так называл свой
вертолёт (В ответ на просьбу старухи перевезти корову на вертолёте,
Мимино стучит по вертолёту и кричит: «Пепела! Пепела!»).
• Эскиз пепелаца нарисовал Георгий Данелия, когда он в Тбилиси вместе с
Резо Габриадзе работал над написанием сценария к фильму. За несколько
лет, в течение которых писался сценарий, всё много раз менялось, но
именно такой пепелац появился позже в картине.
• В фильме использовалось несколько пепелацев разного размера.
• Пепелац, на котором летают герои фильма, делали Г. Данелия и
художник-постановщик картины Теодор Тэжик. На свалке самолётов был
найден самолёт Ту-104, от которого с большим трудом отрезали хвостовую
часть. Затем поставили этот цилиндр в коллектор шестого павильона
«Мосфильма», где Тэжик покрыл его пенополиуретаном и офактурил под
ржавчину. А откидные двери, колеса и крутящийся винт смастерил А. С.
Батынков — умелец с «Мосфильма».
• Штука, которая внутри пепелаца крутится под потолком —это втулка несущего винта вертолёта.
• Фильм должен был сниматься в пустыне Каракумы, однако произошла
ошибка, и груз пепелацев, отправленный туда по железной дороге,
потерялся в пути. По накладным его не нашли, так как в них было
написано «груз пепелацы». Соответственно, железнодорожники, не зная,
что такое пепелацы, не могли их отыскать. В результате директору
«Мосфильма» пришлось подключать КГБ. Пепелацы были найдены лишь спустя
полтора месяца во Владивостоке. Из-за этого происшествия фильм вместо
запланированных в пустыне съёмок весной, снимался там летом в самую
жару.
• В первый же день, когда пепелац, наконец, привезли на съёмочную
площадку и собрались снимать, художник-постановщик картины Тэжик
сказал, что пепелац надо немного подкоптить, будет выглядеть
достовернее. Зажег факел, начал коптить… и декорация загорелась.
(Пенополиуретан является легковоспламеняющимся материалом). Кинулись
тушить. Песком. Брезентом. Затушили. Но один бок прогорел. Лишь к ночи
Тэжик и второй художник-постановщик А. Самулекин раздобыли полиуретан у
военных и залатали пепелац. Чтобы заплатки не были видны, Тэжик его
снова начал коптить. К счастью, в этот раз пепелац не загорелся. Для
съёмок пустыня должна была быть в абсолютно девственном виде, без
следов людей и машин. Но без людей и машин при съёмках обойтись
невозможно. Например, для транспортировки пепелаца использовался
трактор и платформа. Трактор при транспортировке грузов на съёмочную
площадку всегда ехал вдоль бархана, а потом прямо на камеру. Затем
перед камерой ставили пепелац и он закрывал собой все следы.
• Один из актёров фильма — Леван Габриадзе (исполнитель роли скрипача)
— после окончания съёмок взял себе на память 40-сантиметровый макет
пепелаца, который до сих пор хранится у него дома.
• В одном из телеинтервью Г. Данелия рассказал такую историю. Однажды
на одном из кинофестивалей к нему подошёл один американский
кинорежиссёр и сказал: — Я видел вашу «Кин-дза-дзу!». Потрясающе! У нас
в Америке такие спецэффекты очень дороги. Не могли бы вы нам помочь со
спецэффектами? — Какие спецэффекты? У нас там не было никаких
спецэффектов. — изумился Данелия. — Ну, как же. У вас же там огромная
ржавая бочка летает. Разве это не спецэффект? — Нет, конечно же. Нам в
министерстве обороны дали гравицаппу и поэтому пепелац у нас в фильме
летает. Напишите письмо в наше министерство — может они и вам дадут
гравицаппу.