Назовем это первой исторической — маркетинговой — ошибкой
психоанализа. Россия — страна, в которой подспудно презирают и
рациональных людей, и сами деньги.
А общение считают способом жизни. Что же теперь за это платить?
Массовые баламуты в России собирают по рублику, по копеечке, а
психоаналитик предпочитает одного, но очень дорогого клиента. Так на
нашем базаре не удержаться.
ПОДКРЕПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Учение Фрейда стало распространяться в России одновременно с учением
Павлова, но находилось к нему в оппозиции. Фрейд был разительно похож
на Павлова. Оба носили аккуратно стриженные бородки, густые усы
кончиками кверху.
Но на том сходство Павлова и Фрейда заканчивалось. Павлов в
бессознательное не верил. Он верил в структуру головного мозга и
спинномозговые рефлексы и на примере собак показал, как бытие
(материальное) определяет сознание (идеальное). Павлов заразил всю
страну любовью к дворнягам, да так, что мы уступили им дорогу в космос.
Его учение звучало в унисон с лозунгом нового времени — ковать
нового человека и его прекрасное будущее с помощью наказания и
подкрепления. Аргументы были признаны безукоризненными, и именно ему, а
не Фрейду вручили Нобелевскую премию, хотя Фрейд номинировался три раза.
Павлов скептически относился к перспективам перевоспитания своих
соотечественников. Выступая в одном из западных университетов, он
сказал, что у русских такая структура мозга, что слова и действия
находятся у них в рассогласовании. На словах одно, на деле другое. Весь
пар в гудок. Рефлексы на слова вырабатываются, а на действия — нет.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА СМЕНЫ ПОЛА
Кстати, Фрейд тоже любил собак. Перегиб классиков состоял в том, что
они предпочитали их привязанность дружбе с женщинами. Женщины
воспринимались ими как создания менее перспективные и не поддающиеся
обучению и перевоспитанию. Но если Павлову это ничем не грозило (суки
же не знали, что Павлов предпочитает кобелей?), то для Фрейда его
женоненавистничество оказалось фатальным.
Потому что основными клиентами психоаналитиков, да и психологов, являются женщины. А женщины, как дети, нуждаются в поддержке, любви, обожании — ждут иррациональных приемов воздействия.
Довольно быстро в профессиональной среде сформировался миф о
клиентках, влюбленных в своих докторов. Психоаналитики сталкивались с
женщинами, которые страдали от тяжелых эмоциональных проблем,
хронической усталости, частых обмороков и депрессий. Почти всегда такие
симптомы указывали на биографию женщины, с самого детства склонной к
саморазрушению. Основной особенностью поведения такой женщины было
«цепляние», непреодолимое желание быть с тем, с кем нельзя было
разделить ни жизнь, ни любовь. Потратив несколько месяцев на
психотерапию, женщины постепенно забывали своего неудачного избранника,
но… влюблялись в психотерапевта. Например, известны две возлюбленные
знаменитого ученика Фрейда Карла Юнга (1875—1961), обе его бывшие
клиентки. Одна — русская эмигрантка Сабина Шпильрейн (1885—1942),
другая — англичанка Тони Вульф (1888—1953). Позже американские
психоаналитики предложили назвать такой тип личности «зависимой
личностью». Правильней было бы назвать его «зависимой женщиной»,
поскольку в качестве примеров зависимости такого рода приводятся именно
женщины. В своем знаменитом исследовании современный американский
психолог Арманд Лорангер показал, что большинство клиентов, которые
могут быть отнесены к этой категории, — женщины после 40. Проведя
массовый опрос, Арманд Лорангер попытался выйти за пределы отдельных
случаев и субъективных интерпретаций. Картина вырисовывалась довольно
однозначно. Но и она может быть подвергнута критике.
1 Интенция (лат. intentio —
«стремление») — направленность сознания, мышления на какой-либо
предмет; в основе такой направленности лежит желание, замысел
Само название dependent personaity — «зависимая личность» — содержит
традиционную для протестантизма критику, напоминание об идеале
независимой личности, ведущей автономный образ жизни. Гендерное
равенство мужчин и женщин — это еще один из идеалов протестантизма.
Если бы женщина, представительница традиционной культуры — Китая или
той же России, следовала таким идеалам, она быстро попала бы в своей
стране в категорию «неуправляемых», «гордых», «агрессивных»,
«мужеподобных» или просто «сумасшедших».
Во всех этих любовных историях с психоаналитиками просматривается
желание специалистов-мужчин переложить ответственность за «нелегальные»
связи на своих клиенток. Они-де были такими навязчивыми и приставучими,
что ничего не оставалось делать, как терпеть. Но нетрудно предположить,
что и психоаналитики могут быть заинтересованы в женщинах, которые бы
любили их, повиновались им и были фанатично преданы, подтверждали бы их
амбиции.
Известно, что клиентки, которые пытались избавиться от своей
зависимости и готовы были уйти, сталкивались с сопротивлением своих
психоаналитиков. Конечно, психоаналитик в таком случае не бросается на
грудь «запасной женщине» с признаниями в любви и с благодарностью за
годы, которые она провела рядом с ним. Он просто начинает ей «деликатно
объяснять», что она — больна, лечение должно быть продолжено и только
он, зная историю ее болезни, может если не вылечить, то хотя бы
поддерживать ее психическое здоровье.
Конечно, демографическая ситуация в России такова, что каждый
более-менее приличный мужчина пользуется повышенным вниманием женщин. Но
у нас уже получил распространение другой, скептический, миф о
психоаналитике как мужчине-неудачнике, который отрабатывает свои
комплексы, выслушивая истории несчастных женщин. Авторы
скептической мифологии — разочарованные клиентки. В России психоанализу
не повезло: у нас такие мощные женщины, свору психоаналитиков умотают и
спасибо не скажут.
Наши женщины потыркались-потыркались и пошли сами учиться на
психологов. Три года назад только в Москве было около 90 факультетов
психологии. 90 % учащихся — женщины. У нас такое количество
психологинь, что скоро впору женский пол приравнять к профессии.
Действительно, какая же россиянка не психолог?
КУЛЬТОВОЕ БЕЗОБРАЗИЕ ВМЕСТО КУЛЬТУРНОГО РАЗНООБРАЗИЯ
Сценарии, которые определяют поведение человека, располагаются на
трех уровнях. Самый поверхностный — сценарии индивидуальные,
биографические. Средний — тот, что задается средой, культурой, в
которой живет человек: «контекстный» или «средовой». И нижний —
уровень, условно говоря, «архетипов»: самых глубоких паттернов, вроде
комплекса Эдипа, смыкающихся уже с биологией.
Психоанализ все время пытается бить исключительно на нижний уровень.
Остальное для него как бы не существует. Он все стаскивает вниз. Вот
буквально вчера ко мне обращалась за помощью женщина. У женщины
катастрофически не складывалась личная жизнь, хотя все при ней:
красавица, умница, и квартира, и деньги, и так далее. И вот в
результате активных четырехмесячных сессий психоаналитик ей объявил:
все ее проблемы связаны с тем, что, когда она была маленькая, дверь в
спальню родителей была приоткрыта и она увидела стонущую и кричащую
мать. Девочка подумала, что ей делают больно. С тех пор сексуальный
контакт у нее ассоциируется с насилием и страданием. Я чуть не упала со
стула, потому что это объяснение из кондовых учебников психоанализа. Ну
что там было делать четыре месяца?! И в результате отношения у этой
женщины с ее 70-летней мамой испортились окончательно. Потому что мама
оказалась виноватой. У этой женщины не хватило то ли образования, то ли
критики — и она обрушила весь гнев на престарелую маму, которая ни сном
ни духом не ведала, в чем причина гнева. Большой вопрос — была ли такая
сцена? Может, еще и не было; а если и была, то что теперь делать? Я
совсем не уверена, что осознание глубоких конфликтов дает облегчение.
Внедряясь в самые глубокие слои психики невротика,
психоанализ нарушает или расшатывает базовое доверие к жизни у людей,
которым и так жизнь не мила.
Но помимо различия полов есть еще и различие культур.
НАС УНИЖАЮЩИЙ ОБМАН
Фрейд гениально объяснил внутреннюю противоречивость
европейца на рубеже веков, а заодно и западной цивилизации, основанной
на принципе «Человек человеку волк». Зигмунд Фрейд считал, что
все люди хотя и разные, но с одинаковыми комплексами. Такой биологизм,
такая замашка на большую теорию и поиски единого, универсального
объяснения для поведения людей типичны для ХIХ — начала XX века. Но
если посмотреть на содержание этих «универсальных» комплексов,
окажется: это — комплексы человека совершенно определенного типа.
Во-первых, это человек изолированный. Во-вторых — выросший в проблемной
семье. Единственный ресурс такого страдальца — психоаналитик, который
поможет ему выбраться из ямы.
Примерно в 50-х годах прошлого столетия стали появляться первые
работы по так называемой кросс-культурной (то есть межкультурной)
психологии: это — наука, которая сосредоточилась на сравнении психик
людей из разных культур. Пять лет назад, когда я проводила исследования
во Франции, я впервые столкнулась с психотерапевтическим подходом,
который прямо работает с культурными особенностями пациента. Есть такой
исследователь — Тоби Натан, француз африканского происхождения, что для
Парижа обычное дело, — он открыл в Париже центр изучения и поддержки
миграции. Суть его — в представлении, что человеку можно помочь, только зная и используя те средства, которые ему предоставляет его родная культура.
Как-то разговаривали мы по душам в единственном в Париже африканском
ресторане с чернокожим психотерапевтом Ассаном Шерифом, правой рукой
Тоби Натана. И принципиальная позиция этой французской школы в том, что
психоанализ не работает на выходцах из Африки и, видимо, представителях других коллективистских сообществ.
Фрейду — фрейдово, а африканцам — Африка. Вы думаете, чернокожие юноши
из Африки психологически загибаются в Париже или Лондоне от того, что у
них Эго с супер-Эго не сходятся? Они просто скучают по своему племени,
где любое самое маленькое событие принимается толпой очень беззащитных
людей. А решения окончательные принимает вождь или шаман. У юноши
вообще никакого супер-Эго нет, оно осталось дома, в Африке. И он по
нему тоскует. Потому что здесь, в Париже, все отношения строятся на
договоренностях между супер-Эго образованных индивидов, у которых уже
никакого Эго днем с огнем не найти. Деперсонализация — бич капитализма.
…Интерес к фрейдизму в России как раз и возрастал в периоды
так называемых революционных преобразований, а значит, глубинных
социальных ломок. Вплоть до разрушения традиционных семейных устоев.
Фрейдизм — это психология распада нормальных отношений не
просто между людьми, но между родственниками, родителями и детьми,
мамами и сыновьями, папами и дочками. А также между сыновьями и отцами,
мамами и дочками.
Фрейдизм — пессимистическое учение, на котором лежит печать характера его автора.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Сергей Степанов, психолог, писатель Психотерапия
- метод психологического (в отличие от медикаментозного и
хирургического) лечебного воздействия на мотивы, эмоции, волю и
самосознание человека при многих психических, нервных и
психосоматических заболеваниях. Условно различают психотерапию
клинической ориентации, которая направлена главным образом на
ликвидацию или смягчение симптомов заболевания, и личностно
ориентированную, задача которой — содействие пациенту в изменении его
отношений к обстоятельствам жизни и к собственной личности. Исторически
самой ранней формой психотерапии является психоанализ – метод,
разработанный З. Фрейдом на рубеже 19 —20 веков. Он основан на
оригинальном, хотя и далеко не бесспорном представлении Фрейда о
природе душевных расстройств. Их источники основатель психоанализа
усматривал в травматических переживаниях детства, преимущественно
сексуально окрашенных. Задача психоанализа - вскрытие и смягчение
внутренних конфликтов, скрытых в глубинах бессознательной психики. Психотерапию
иногда неоправданно отождествляют с психоанализом, который является
хотя и наиболее популярным, но не единственным методом. Наряду с ним
существуют и другие системы психотерапии – когнитивная, поведенческая
(бихевиоральная), гештальт-терапия и др. Вопрос о научной
обоснованности и эффективности разных методов остается остро
дискуссионным. Существует мнение, что успех психотерапии зависит не
столько от выбора того или иного метода, сколько от личных качеств
психотерапевта.
Статья взята с сайта: Психология на каждый день
|