Мазохистское смакование кризисных пророчеств делает их реальностью, пишет руководитель отдела исследований компании GfK Ukraine Глеб Вышлинский в еженедельнике Корреспондент. Январским вечером в переходе к станции метро на 20 метров пути я насчитал 15 пустых пивных бутылок, которые удрученно ждали, когда за ними придут. Похоже, что до киевских бомжей экономический кризис не добрался. Но насколько он затронул остальных украинцев.
И вот все прогрессивные силы государства слились в мазохистском предчувствии неизбежной катастрофы. Новогодние праздники в стране были самими тихими за последние лет семь минимум, на ресторанах и клубах все единогласно поставили крест. Нация впала в зимнюю спячку. И эта спячка стала самым депрессивным проявлением кризиса по-украински. "Я не иду в ресторан, потому что кризис. Не даю кредитов, потому что кризис. Ничего не закупаю, потому что кризис, ведь у меня никто ничего не купит, потому что кризис. Не размещаю рекламу, потому что никто ничего не покупает, потому что кризис". В первые недели января объем рекламы на украинском ТВ упал на 52%, а на российском - вырос на 10%, хотя и россиянам подешевевшая за полгода в четыре раза нефть не обещает сладкой жизни. Если судить по средствам массовой информации, разговорам у офисных чайников и окошек выплаты пенсий, то всех нас ждет упоительно прекрасная голодная смерть. О том, что она будет упоительно прекрасной, я делаю вывод из того, с каким удовольствием говорят о все новых проявлениях кризиса. "А доллар уже 9 - точно, что дойдет до 15, а то и до 25", "безработных будет 10 миллионов (это 50% от трудоспособного населения - прим. автора)", "на пенсии есть деньги только до февраля, а потом - все, платить не будут"…о том, почему именно 25, 10 и "до февраля" никто не задумывается, но все радостно поддерживают. Говорящие головы Партии регионов поддакивают: "Да, конечно, вы даже не представляете, насколько плохо все будет, особенно если Юля останется премьером". Секретариату Президента сложнее - Юлю мочить тоже надо, но при этом нужно поддерживать видимость ответственной политической силы. Получается это с трудом, поскольку и сплотиться для борьбы с кризисом, и одновременно давать по морде конкуренту выходит плохо. Поэтому украинец видит еще одно подтверждение столь близкой для замученной голодом и репрессиями нации аксиомы - никому верить нельзя. В первые недели января объем рекламы на украинском ТВ упал на 52%, а на российском - вырос на 10% Страх перед будущим парализовал волю украинцев, и наибольшая угроза для экономики именно в этом. Переход всего за три месяца от сказочной жизни, когда вареники стройными рядами влетали во рты, а мышцы и мозги в сладостной неге вспомнили времена брежневского застоя, дался непросто. Индекс потребительских настроений, рассчитываемый GfK Ukraine совместно с Международным центром перспективных исследований, за четыре месяца, с августа по декабрь, упал на 42 пункта с 96 до 54 (по шкале от 0 до 200). В США аналогичный индекс упал ровно на столько же, только произошло это за 21 месяц - с января 2007-го по ноябрь 2008 года. И ни в одной из европейских стран ухудшение настроений не было столь значительным, в России падение ноябрь к августу составило 20 пунктов. Об Америке можно не беспокоиться - приход к власти Барака Обамы, заразившего большинство американцев верой в изменения к лучшему, даст мощный толчок обществу и экономике страны. В Украине такого лидера пока нет. Поэтому каждому из нас придется стать лидером для самого себя, заставляя напрячься и выйти из неги, перешедшей в депрессивное оцепенение. Особая роль у руководителей и владельцев бизнесов, которым нужно сделать это первыми и повести за собой коллективы. Они сильные, они пережили тяжелые 90-е и продолжали крутиться, как белка в колесе все годы бурного роста после этого. Да, вместо ожидаемой "мягкой посадки" и возможности наконец расслабиться они получили жесточайший спад, но это расплата за то, что уверовали в миф "власть отдельно, а мы - отдельно". Они умные, и больше эту ошибку не повторят. Но сейчас им нужно сделать рывок, и вытащить своих из болота, а за ними - и чужих. Свои готовы, украинцы - трудолюбивая нация, и тяжелая работа нам, к счастью, ближе, чем анархистские погромы. И стоит прислушаться к умудренному 15-летней работой в украинских правительствах министру финансов Виктору Пинзеныку. Нужно заставить маховик экономики вертеться, а для этого снижать цены, работать какое-то время в убыток, но работать. Банкам снижать ставки, но давать кредиты и договариваться с проблемными заемщиками. Потребителям, как правильно говорит бывший владелец Евросети Евгений Чичваркин, покупать, но у тех, кто старается для клиента, кто производит хороший продукт, не повышает или снижает цены. Чем раньше мы сможем разбудить экономику, тем легче для каждого из нас пройдет кризис. И бояться уже нечего: о газе договорились и на вполне нормальных условиях, в курсе гривни уже заложены все страхи и риски, какие только могут быть, и всего остального уже перебоялись. Да, год будет тяжелым, госбюджету будет нелегко, и банкротств банков не избежать. Да, вырастет уровень безработицы и упадут доходы, кому-то придется отказаться от роскоши предыдущих лет, а кому-то, к сожалению, в прямом смысле затянуть пояса. Но трагедии нет: по общенациональным опросам GfK Ukraine, в декабре самооценка материального положения вернулась на уровень февраля не самого сложного 2007 года. Пусть на дне кризиса она упадет даже до уровня 2005-го, но это тоже был совсем не плохой год, а рождаемость тогда росла уже четвертый год подряд. Так что, к станку, комбайну, телефону и компьютеру! Весна придет. №2 Корреспондент от 24 января 2009 года.
Источник: http://korrespondent.net
|